В 1960-е и 1970-е годы популярность певца в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу.
Также 17 августа День комиссионного магазина и Праздник Пензенской-Казанской иконы Божией Матери, а также в этот день в 1812 году состоялось сражение под Смоленском, в 1928 году в Москве был открыт стадион «Динамо», а в 1998 году Правительство Российской Федерации объявило дефолт.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день эстрадном певце Муслиме Магомаеве, в чей голос были влюблены миллионы советских людей. Муслим Магометович Магомаев (1942-2008) — советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец (баритон), киноактер, композитор, народный артист СССР (1973).
«Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, я очень молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты, окружила любовью», - вспоминал Магомаев.
Детство и юность
Родился Муслим Магомаев 17 августа 1942 года в Баку. Его отец Магомет Магомаев был театральным художником, он погиб на фронте за 15 дней до Победы, мать Айшет Магомаева была драматической актрисой.
Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочек, затем — в Мурманск, где работала в областном драматическом театре и снова вышла замуж. По матери у Магомаева были брат Юрий и сестра Татьяна.
Магомаев в 1960-х годах
После войны Магомаев рос в семье дяди, старшего брата отца Джамала Муслимовича Магомаева, заместителя Председателя Совета Министров Азербайджана, учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции.
Талантливого ученика приметил профессор консерватории, виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретенный на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике».
Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы. По признанию самого Магомаева, в школе он был исключен из пионеров и не вступал в комсомол.
Творческая деятельность
Первое выступление Магомаева состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошел втайне от семьи. В семье были против его ранних выступлений из-за риска потерять голос. Однако он сам решил, что его голос уже сформировался и потеря ему не грозит.
В 1961 году Муслим Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа. В 1962 году стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат». «Юноша из Баку покоряет мир» - столь лестный заголовок вышел тогда в журнале «Огонек».
Всесоюзная известность пришла к Магомаеву после его выступления в Кремлевском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства 26 марта 1963 года. Его первый сольный концерт состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П. Чайковского.
Муслим Магомаев с офицерами ГСВГ. Восточный Берлин. Тиргартен, 1983 год
В 1964—1965 годах Магомаев стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия). В 1960-е годы он выступал в крупнейших городах Советского Союза, в спектаклях «Тоска» Дж. Пуччини и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (среди партнеров — Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра он не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.
В 1966 году Магомаев представлял СССР на 2-м Международном конкурсе эстрадной песни стран Интервидения «Золотой ключ» в Братиславе (Чехословакия). В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли певца в театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил ему контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьез рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что он должен выступать на правительственных концертах.
В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек.
Планировалось, что он выступит только в одном отделении, однако он провел на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.
Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако он предпочел вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжелое положение его родственников в СССР.
Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, и он расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее, Министерство культуры СССР запретило ему выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, он сдал все экзамены и окончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году.
Опала певца закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить его выступление на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева все чисто.
В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте певец получил I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) — «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.
В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получил почетное звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР. С 1975 по 1989 год Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
Президент России Владимир Путин вручает Муслиму Магомаеву орден Почёта. 26 декабря 2002 года
В 1960-е и 1970-е годы популярность певца в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. Гастролировал Магомаев и за рубежом (Франция, Болгария, ГДР, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.).
Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вел переписку с поклонниками через свой веб-сайт. По поводу прекращения выступлений говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определенное время, и перешагивать его не нужно».