07.06.2024 в 22:24

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Автор:

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолет.

Также 8 июня Всемирный день океанов, День рождения пылесоса, Международный день домохозяйки и домохозяина и День социального работника, а также в этот день в 1934 году в СССР была введена уголовная ответственность родственников подсудимых за недонесение о состоявшемся или планируемом «государственном преступлении», в 1990 году российский парламент проголосовал за приоритет российских законов над законодательством СССР, а в 2017 году с космодрома Байконур стартовала ракета Протон-М.

Подробнее поговорим о родившемся в этот день выдающемся военном летчике Иване Кожедубе (1920-1991). Иван Никитович Кожедуб получил широкую известность как советский военачальник, маршал авиации (1985), летчик-ас и трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945).

Кожедуб был одним из самых талантливых летчиков-асов времен Великой Отечественной войны и наиболее результативным летчиком-истребителем в авиации союзников (64 победы). 

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Иван Кожедуб

Первые шаги в авиации

Родился Иван в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии в семье крестьянина — церковного старосты. Иван принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

В 1934 году в родном селе Иван Кожедуб окончил школу-семилетку, затем два года учился в школе рабочей молодежи в городе Шостка и после ее окончания в 1936 году поступил там же в химико-технологический техникум.

Первые шаги в авиации Кожедуб сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе, куда поступил осенью 1938 года, одновременно продолжая учиться в техникуме.

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Иван Кожедуб

Аэроклуб он окончил осенью 1939 года, а вот окончить техникум уже не смог: за полгода до завершения срока обучения, в январе 1940 года, молодой человек получил вызов в военное училище и стал военнослужащим Красной Армии, осенью того же года он окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой Иван Кожедуб был эвакуирован в Казахстан, в город Чимкент, где в должности инструктора занимался подготовкой летчиков для фронта. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта.

В ноябре 1942 года он был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формировавшийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии Кожедуб вылетел на Воронежский фронт.

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Самолет Ла-7, которым управлял Иван Кожедуб

Воздушные бои: первый опыт оказался неудачным

Первый воздушный бой Кожедуба произошел над собственным аэродромом: в одиночку он сражался против четверки Мессершмиттов Bf-109 и шестерки Bf-110, которые бомбили аэродром. Его Ла-5 был поврежден пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла Кожедуба от осколочно-фугасного снаряда, а в суматохе боя в самолет попало 2 снаряда от своих же зенитчиков.

Кожедубу чудом удалось посадить сильно поврежденный истребитель между свежих воронок аэродрома. Самолет не подлежал полному восстановлению, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолетах. Вскоре Кожедуба даже хотели забрать на пост оповещения, так как его самолет был в ремонте, но командир полка заступился за него.

Щелкал немецкие самолеты как орешки

В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолет-бомбардировщик Юнкерс Ю-87.

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Иван Кожедуб

Уже на следующий день Иван Кожедуб сбил второй вражеский самолет, а 9 июля, выполнив в течение дня три боевых вылета, сбил 2 истребителя Bf-109. За эти воздушные победы он уже 22 июля 1943 года получил свою первую награду — орден Красного Знамени, а через несколько дней был назначен на должность командира эскадрильи.

Первое звание Героя Советского Союза было присвоено уже старшему лейтенанту Кожедубу за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу военно-воздушных сил Красной Армии» от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Иван Кожедуб был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С мая 1944 года Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника.

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Иван Кожедуб

К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провел 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» он получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Иван Кожедуб был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В автобиографии Кожедуб утверждал, что им в 1945 году были сбиты два американских самолета P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолет.

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Иван Кожедуб после войны

Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолет. На его счету также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать — еще 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счет американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса.

После войны

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. В это же время оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года Кожедуб командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время летчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин.

В 120 воздушных боях сбил 62 самолета: 8 июня родился легендарный летчик-ас Иван Кожедуб

Иван Кожедуб в пожилом возрасте

В 1956 году Кожедуб окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. С июня 1962 по август 1963 года он был командующим 76-й воздушной армией, в 1964—1971 годах — заместителем командующего ВВС Московского военного округа.

С 1971 года Кожедуб  служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978-го — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Ивану Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985-м — маршала авиации. Кожедуб скончался 8 августа 1991 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолета противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра, вероятно, занижена, что может говорить о том, что военный подвиг Ивана Кожедуба – еще более значителен.