После того, как Владимир Путин обратил внимание на завышенную стоимость самолета «Байкал», он резко подешевел с 455 млн до 260 млн.
На днях случилось чудо: когда в рамках ВЭФ-2024 президент России обратил внимание на завышенную стоимость нового самолета «Байкал» в размере 455 млн руб., цена тут же снизилась почти вдвое – до 260 млн. К сожалению, Путин не может в ручном режиме заняться ценами на жилую недвижимость, автомобили УАЗ или ВАЗ, металлы и бензин. Но подобную функцию могла бы взять на себя специальная Госкомиссия при Правительстве РФ, которая выяснила: какую долю цен в важнейших отраслях экономики составляют отчисления на «откаты» чиновникам и на неумеренные аппетиты бизнеса, забывающего о положении страны, ведущей СВО, и находящейся под тысячами санкций.
Сейчас чуть ни еженедельно арестовывают чиновников, связанных с Минобороны и заказами военного ведомства. То бойцам под видом качественной тушенки поставляли миллионы банок второсортной продукции. До возводили объекты, закладывая в стоимость отчисления на личный замок Тимуру Иванову. То поставляли в части неэффективные средства связи и РЭБ, закупленные по «золотым» ценам.
В стоимость квадратного метра объектов, возводимых для Минобороны, подрядчики закладывали не только свою прибыль, но и интересы Тимура Иванова.
Сейчас всеми подобными случаями плотно занимаются правоохранительные органы. Но это касается Министерства обороны. Приоритет понятен: идет СВО, и коррупция чиновников обернулась потерянными жизнями наших солдат, невыполненными задачами на поле боя. Вот только у проблемы есть и другая сторона, «мирная» – стремительно растущие цены в важнейших отраслях экономики, за которыми не успевает ни рост зарплат населения, ни доходная часть бюджетов – начиная от федерального и заканчивая поселковыми.
13 сентября Центробанк в очередной раз повысил ставку рефинансирования до 19%, пытаясь обуздать инфляцию. Но подобная мера, при всей ее спорности, должна быть лишь частью масштабной работы по стабилизации цен в важнейших отраслях экономики. К сожалению, этим вопросом необходимо срочно заниматься в ручном режиме: слишком часто в стоимость важнейших товаров и объектов оказываются заложены скрытые откаты чиновникам и абсолютно не регулируемые, запредельные аппетиты бизнеса, решившего хорошенько «поднажиться».
Тот самый самолет "Байкал", который чудесным образом подешевел, после того, как на цену обратил внимание Владимир Путин.
В России сейчас 68 тысяч долларовых миллионеров и 125 – миллиардеров. Но, самое важное, что число последних за несколько лет увеличилось в два раза. За счет чего растут эти капиталы? Вовсе не из воздуха. Это как раз «маржа» со стремительно растущих в России цен. Богатейшая часть населения является «бенефициаром» данного процесса, аккумулируя у себя на счетах то, что вынуждены «переплачивать» десятки миллионов жителей страны и ее бюджет.
Да, медианная заработная плата в России тоже растет и сейчас составляет 65 тысяч рублей. Но этот лукавый показатель включает в себя доходы сверхбогатого топ-менеджмента бизнеса, директоров крупнейших компаний, руководителей государственных корпораций. Даже в обычной больнице, если главврач получает миллион в месяц, а сиделка или няня 20-25, «медианная» по учреждению будет очень неплохая.
«Мы еще живем «эхом девяностых», когда страна разделилась на «тех, кто хапнул, и тех, кто не успел», — рассказал в беседе с MSK1.RU психолог Михаил Касаткин. — Агрессивное первоначальное накопление капитала, последние 30 лет происходит в нашей стране».
Депутаты Госдумы уже как-то пытались заняться ростом цен на металлы. Но действовали долго и малоэффективно.
Может быть, так и должно быть в обычное мирное время. Но не сегодня, когда на нас давят тысячами санкций, а бюджет вынужден стремительно наращивать расходную часть, обеспечивая ведение боевых действий. По сути, страна оказалась в чрезвычайно экономической ситуации. И делать вид, что все как раньше, значит, заниматься самообманом. Нам необходимы экстренные, пусть и временные, меры, которые будут адекватны реальности, в которой мы сейчас находимся.
У нас же, когда речь заходит о необходимости государственного контроля за процессами экономики, сразу всплывает магическое слово «рынок». Мол, он все сам отрегулирует. Проблема в том, что того самого, «идеального» рынка, с его базовыми принципами «свободы» в стране нет.
Взять те же госзакупки, результаты которых также влияют на ценообразование в России. У нас якобы все рыночно: открытые торги и аукционы. А что на практике? Вот один из десятков, сотен тысяч примеров: в Омске, когда закупали первоклашкам рюкзаки, на торги в 121 млн руб «нашелся» всего один претендент – и тот поставил полные аналоги с китайского Ali Express по цене в 5-10 раз дороже. Подобные ситуации происходят ежедневно и на региональном, и на федеральном уровне.
Пусть не конкретно в Омске, но в подавляющем большинстве таких примеров, мы имеем дело или заложенными в цену откатами чиновникам, или с гипертрофированными аппетитами бизнеса, или, что чаще всего, и с тем, и с другим. Выявить все и сразу физически невозможно. Да и кому этим заниматься? Не секрет, что на местах многие правоохранители – часть цепочки распределения выкачиваемых из бюджета сверхдоходов. Но на уровне федеральном это вполне возможно. И вопрос даже не о справедливости или законе. Речь о выживании страны, ведущей СВО и находящейся в беспрецедентной экономической изоляции.
Новостройки, возводимые на российской земле, из наших стройматериалов за пять лет подорожали в 2,2 раза. И это с учетом того, что якобы для их возведения привлекли миллионы мигрантов.
Например, по данным Росстата, за последние пять лет стоимость квадратного метра выросла более чем в два раза – на 119%. Что же вдруг так подорожало? Строители ссылаются, например, на металл. Так надо взять бухгалтерию крупнейших строительных компаний, посмотреть, как изменилась себестоимость метра на самом деле. Потом тоже самое сделать с поставщиками металла. Других материалов. Изучить суммы прибыли, выведенной за рубеж или распределенной между акционерами. А потом доложить Правительству, Госдуме, населению, в конце концов, на четверть попавшему в кредитно-ипотечное «рабство»: почему мы стали в 2,2 раза больше платить за квадратный метр? И указать бизнесу на возможности снижения стоимость жилья.
У нас АвтоВАЗ в очередной раз поднял цены на автомобили Lada Granta и семейства Niva. Granta теперь стоят до 1,35 млн рублей, Lada Niva - до 1,49 млн рублей. Почему бы Госкомиссии правительства РФ не задаться вопросом эффективности освоения сотен миллиардов бюджетной помощи данной компании? Ценообразованием у основных поставщиков? «Серыми» схемами выведения прибыли? Как так получается, что хороший китайский автомобиль у себя на родине стоит в два раза дешевле? А ведь зарплаты на их производстве уже давно достигли нашего уровня. Значит, они нашли пути сокращения себестоимости. Или речь не в ней? Давайте разберемся и, опять же, публично ответим людям на эти вопросы. А, может быть, и снизим, в итоге, цену, как на самолет «Байкал».
Почему китайский автомобиль у себя на родине стоит в два раза дешевле российского, даже с учетом, что заводы в КНР тоже работают с прибылью?
Социальный технолог Роман Алехин, пишет:
«А можно с «буханкой» и всеми УАЗами, как и с Ладой, сделать также, как с самолетом «Байкал»? Вот уверен, что стоит Президенту отправить на эти заводы кого-то типа Андрея Белоусова и начнется тоже самое, что в МО. Ну или пообещать отправить доктора к руководству заводов. «Буханка» просто не может стоить 1,5 млн. рублей и более. Необходимо пройти по всей цепочке создания ценности и именно на этих примерах станет понятно - почему наше производство неконкурентоспособно. Уверен, что вопрос не в руках и мозгах, а совсем в другом».