Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки.
«Вставайте, люди русские!» (12+) — известная песня из советского кинофильма «Александр Невский» (1938) режиссера Сергея Эйзенштейна. Музыку к песне написал композитор Сергей Прокофьев, слова — Владимир Луговской.
В начале 1938 года крупный советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Сергея Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 1920-х годов. Это творческое содружество было основано на доверии художников друг к другу.
Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке.
Сергей Прокофьев
«Назавтра он пришлет мне музыку, которая… звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы», — говорил режиссер, вспоминая, как Прокофьев во время отсмотра снятых эпизодов отстукивал пальцами какие-то сложные ритмические построения на ручке кресла. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской.
Многим известно, что Сергей Прокофьев (1891-1953) — крупный русский и советский композитор, пианист, дирижер. Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов (7 балетов. «Трапеция» часто не упоминается, так как балет был задуман как инструментальное произведение), 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Однако мало кто знает о том, как Прокофьев работал над созданием музыки к фильму «Александр Невский».
Картина вышла на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевала успех. Популярной стала и песня «Вставайте, люди русские!», написанная Прокофьевым специально для киноленты. Нельзя не отметить, что историческая тема занимала особое и важное место в творчестве советского композитора. Среди его произведений на подобную тематику заметно выделяется кантата «Александр Невский», написанная для хора, меццо-сопрано и оркестра. В ней композитор продолжает традиции, ведущие от опер «Руслан и Людмила» М. Глинки и «Князь Игорь» А. Бородина.
Когда Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, в котором показывался героический подвиг русского князя и его дружины, композитор с радостью принялся за работу.
Сергей Прокофьев
Чтобы выполнить заказ, Прокофьев даже отправился в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встретился со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также смог набраться опыта и расширить свое представление о возможностях звукового кино. К слову, это уже не первая подобная работа Прокофьева, ведь ранее он уже сочинил музыку к киноленте «Поручик Киже».
Некоторые недоброжелатели композитора не сомневались: согласие на работу над «Невским» для Прокофьева является лишь предлогом для того, чтобы побыстрее уехать из СССР и стать эмигрантом, подобно Игорю Стравинскому и Сергею Рахманинову, талант которых обеспечил обоим безбедную жизнь на Западе. Можно было даже не сомневаться: в Америке композитор быстро превратился бы в богатого человека.
Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц, что на то время было просто гигантской суммой. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
Вернувшись в Россию, Прокофьев сразу же принялся за работу, причем он постоянно советовался и тесно сотрудничал с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку. Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе. Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро. Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.
Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Сергей Прокофьев решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни. Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее.
На лето Прокофьев уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть.
Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики. Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд.
Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.
В итоге Голливуд помог Прокофьеву лишь с точки зрения технического опыта в работе над музыкой к кинофильмам. В остальном же композитор остался верным русской музыкальной традиции и продолжил творить на Родине.