За годы Великой Отечественной войны Зайцев сбил 34 самолета противника лично и 19 — в групповых боях. При этом Зайцев ни разу не был сбит сам,
Также 10 января День шампанского и картофеля фри, День рождения имбирного пряника, День своеобразных людей, День инженера-механика ВМФ РФ, День санок и День памяти святого апостола Никанора, а также в этот день в 1878 году русские войска разгромили турецкую армию под Шипкой, а в 2010 году в Российской Федерации был введен новый вид уголовного наказания — «домашний арест».
Подробнее поговорим о родившемся в этот день советском летчике-асе истребительной авиации, дважды Герое Советского Союза, гвардии полковнике Василии Александровиче Зайцеве (1911-1961).
За годы Великой Отечественной войны Зайцев сбил 34 самолета противника лично и 19 — в групповых боях. При этом Зайцев ни разу не был сбит сам, а 5-й гвардейский истребительный авиационный полк, которым он командовал, считается одним из самых результативных полков советских Военно-воздушных сил.
Василий Зайцев
Детство и юность
Василий Зайцев родился 10 января 1911 года в деревне Семибратское Московской губернии в крестьянской семье. После окончания школы фабрично-заводского ученичества он некоторое время работал формовщиком-литейщиком на Коломенском паровозостроительном заводе, а в 1932 году был призван в Красную армию.
В 1933 году Василий Зайцев окончил Луганскую военно-авиационную школу пилотов, а затем, в 1936 году, курсы усовершенствования командиров звеньев в г. Борисоглебске.
Вплоть до начала Великой отечественной войны Зайцев проходил службу в Красной армии и командовал авиационным звеном.
Самолет Ла-5
Период Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны Василий Зайцев сразу же был направлен на защиту страны от вторжения немецко-фашистских захватчиков. Зайцев командовал авиаэскадрильей, был штурманом и заместителем командира истребительного авиаполка.
В 1942—1944 годах он стал командиром самого результативного по количеству сбитых самолетов противника 5-го гвардейского истребительного авиаполка 207-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии, а в 1944—1945 годах - заместителем командира 11-й гвардейской авиадивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта.
Зайцев воевал на Западном, Калининском, Донском, Юго-Западном, 1, 2 и 3-м Украинских фронтах. Это был летчик-ас с большой буквы, мастер ведения боя на коротких дистанциях, чему он также учил и своих подчиненных. Полк под командованием Зайцева имел самое большое количество летчиков, получивших звание Героя Советского Союза.
Василий Зайцев
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 5 мая 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Зайцев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Почетной звание было присуждено Зайцеву за 115 успешных боевых вылетов и участие в 16 воздушных боях, в которых лично он сбил 12 самолетов противника,
Именно в полку Зайцева родилась та самая «поющая эскадрилья», которая явилась прототипом в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»».
Впоследствии за 299 боевых вылетов, в которых Зайцев уничтожил еще 22 самолета, он был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Всего Зайцев совершил 427 боевых вылетов, в 163 воздушных боях сбил 34 самолета противника лично и 19 в групповом бою. За весь период Великой Отечественной войны Зайцев ни разу не был сбит.
Самолеты Ла-5
Из-за ошибки в десятках публикаций о Герое указывается также, что Зайцев принудил к посадке на свой аэродром два немецко-фашистских истребителя, однако, как выяснилось позже, все было немного не так.
По опубликованным документам и воспоминаниям участников событий, в реальности один вражеский самолет совершил вынужденную посадку на нашей территории. Второй, исправный, сел следом за ним, чтобы оказать помощь напарнику, но стойка шасси подломилась при посадке.
Местные жители, увидев эту ситуацию, захватили летчиков в плен и сообщили об этом на ближайший аэродром, на котором базировался полк Зайцева. Зайцев и еще один летчик полка прибыли к этим самолетам, сделали на месте незначительный ремонт, подняли их в воздух, перегнали на свой аэродром и там позднее передали летчикам-испытателям, которые и перегнали их потом по назначению.
Василий Зайцев
В документах появилась запись «доставил на свой аэродром 2 немецких самолета», которая в поздних статьях трансформировалась в «принудил к посадке на свой аэродром 2 немецких самолета».
Педагогический талант военного летчика
«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодежь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолетов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года. Василий Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчиненных и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».
Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором летчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.
Воздушный бой времен ВОВ
«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдет несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит свое уязвимое место, либо облако удобное подвернется, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», - объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боев.
Послевоенное ДТП непобежденного в небе летчика и последовавшая инвалидность
С 24 апреля 1945 года Василий Зайцев был назначен заместителем командира 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса. 2 октября 1945 года в чехословацком городе Брно летчик попал в серьезное ДТП (на его легковую машину наехал грузовик) и получил несколько тяжелых травм и переломов, в связи с чем приобрел инвалидность и 30 августа 1946 года был комиссован из армии по состоянию здоровья.
Самолет Ла-5 после посадки
Зайцев вернулся в родной город Коломна, где добился восстановления закрытого в связи с началом войны в 1941 году Коломенского аэроклуба им. М. В. Водопьянова и стал его начальником (1947—1953). В 1957—1959 годах он работал директором Коломенского шиноремонтного завода.
Василий Александрович Зайцев скончался 19 мая 1961 года и был похоронен с воинскими почестями на Старом кладбище города Коломны. В настоящее время в сквере имени В. А. Зайцева в Коломне установлен бронзовый бюст героя.