И всё из-за новых требований к таксистам.
Регионам России грозит дефицит таксистов — новые требования для работы с 1 сентября не выполнили примерно 75% из них, а значит, что работать легально не смогут.
К началу осени водителям нужно оформить страховку и получить разрешение на работу в такси. Однако сейчас такое разрешение есть лишь у 25% водителей, пишут «Известия» со ссылкой на письмо Союза пользователей цифровых платформ (организация представляет интересы крупных автопарков и просит отложить вступление в силу новых правил).
По данным агрегаторов, в такси сейчас работают порядка 2,5 млн человек, из которых 1 млн сотрудничают с автопарками, а 1,5 млн устроены через агрегаторы как самозанятые. Из всех разрешение на работу в такси, которое нужно по новым правилам, имеют только 25% или чуть больше 620 тысяч человек.
По одной из версий, сложности с получением разрешения на работу не связаны с нежеланием таксистов, а скорее вызваны сложностью выполнения некоторых требований для самозанятых. Они, например, должны перекрасить автомобиль в цвета такси, которые установлены в конкретном регионе, а также иметь путевой лист с отметками о ежедневном медицинском и техническом осмотрах. Инфраструктуры для этого нет.
Фото: pixabay.com
Обязательную страховку тоже дадут лишь после получения разрешения на работу в такси. При этом с 1 сентября наличие страховки могут проверять сотрудники ГИБДД.
Эксперты полагают, что сложности с получением разрешения вынудят нынешних таксистов менять место работы и уходить в другие сферы.
Дефицит может вызвать существенный рост тарифов, которые и без того высокие, а также долгим ожиданием подачи машины.
Помимо предполагаемого дефицита таксистов, на цены уже влияет общая инфляция и удорожание — цены на бензин и техобслуживание растут, также увеличивается стоимость страхования автомобиля. Уже сейчас средний чек поездки на такси в России составляет 380 рублей, а в столице — 630 рублей.
Цены могут подскочить уже в сентября, не исключили в Союзе пассажиров России.
Фото: pixabay.com
«К сожалению, есть опасения, что новый вид страхования, если он так и останется обязательным с 1 сентября, станет одним из факторов роста цен на такси», — цитирует председатель союза Кирилла Янкова RT.
Таксопарки просят отложить нововведение как минимум на несколько лет — до 2028-го. Аргумент один — работать вскоре будет некому.
При этом агрегаторы такси утверждают, что они не обязаны проверять у водителей наличие страховок, они лишь проверяют на личие лицензии на работу. В «Яндекс Такси» заявили, что у таксистов также есть возможность покупать краткосрочный полис ОСАГО на один день — только в дни выхода на линию, а приобрести такой полис можно прямо в приложении. В компании добавили, что было бы хорошо, чтобы такая практика распространялась и на посис ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков) - того самого, который станет обязательным с 1 сентября.
«Закон о такси действительно нуждается в доработке, — считает первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. — Документ серьезно изменил ситуацию в отрасли: более 1 млн водителей оказались в серой зоне, общее число таксистов таким образом сократилось».
Фото: Frank Weichkopf on Unsplash
Депутат добавил, что новое регулирование действует уже почти год и за этот период цены на поездки выросли в Москве на 40%, по РФ — на 30%. При этом безопасность перевозок по прежнему вызывает большие вопросы.
Есть и другое мнение. Например, глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов считает, что сами самозанятые таксисты не спешат следовать установленным правилам и у них было достаточно времени, чтобы решить вопросы и с лицензией, и со страховкой. Он добавил, что процесс получения лицензии автоматизирован — например, получить разрешение на такси самозанятые могут через портал Госуслуг.
Такси — не роскошь, а повседневное средство передвижения, свидетельствуют опросы. По данным ВЦИОМ, 38% россиян пользуются такси для поездок по городу.
Из них:
10% заказывают такую услугу раз в неделю и чаще;
27% — несколько раз в месяц;
36% — несколько раз в полгода;
18% — раз в год и реже.
8% не пользуются такси вообще, 1% затруднились ответить.
Цены за километр такси в разных странах. Самые дешевые. Иллюстрация: numeo.com
В целом, большинство опрошенных (более 90%) пользуются такси с той или иной периодичностью.
На фоне стоимости такси в других странах, в РФ ситуация ещё нормальная. Мы — на 86 месте по дороговизне при цене около 30 рублей за километр пути. Лидеры этого рейтинга — Швейцария, Албания и Люксембург, где километр поездки обходится в 300-400 рублей.
Ранее стало известно, что в России предложили запретить работу мигрантов в такси на федеральном уровне.